Дубовский Анатолий Сергеевич, архитектор

В.Г. Егоров,
заслуженный архитектор России

Вспоминая купола

Шел 1987 год. В архитектурном воздухе чувствовались какие-то новые веяния. Под давлением зодчих наконец появились архитектурные конкурсы на значительные столичные объекты. Теперь появилась реальная вероятность, что престижный проект будет не просто поручен кому-то по признаку избранности, но окажется выбранным в результате творческого конкурса. Одним из первых был объявлен конкурс на здание гостиницы «Интурист» на площади Павелецкого вокзала.

К этому времени мы уже достаточно долго и плодотворно дружили с Анатолием Сергеевичем Дубовским. Мы познакомились в 1982 году. Тогда мы оба работали в Союзе архитекторов СССР. Он – в должности начальника конкурсного отдела, я был заместителем начальника отдела международных связей. Мы старались принести коллегам максимальную пользу и разнообразить архитектурную жизнь в возможных пределах. Основные усилия были направлены на представление творческих работ архитекторов за рубежом. Какие-то акции удались и неплохо. Было организовано самое широкое участие отечественных мастеров в первом Биеннале архитектуры в Софии, где работы наших зодчих имели значительный успех. Всего было отправлено на выставку более 150 работ. Потом мы помогли участию наших коллег в Международном конкурсе на большие проекты Парижа, объявленном Президентом Миттераном. Потом мы организовали первый международный конкурс в СССР. Это был конкурс на жилой район в Великом Новгороде. Работали в самом Новгороде творческие бригады из восьми стран. Результат – совершенно новая концепция застройки исторического района древнего города. Потом..., потом Союз архитекторов вместе с СССР начал разваливаться, и спасти его не было никакой возможности, а у руководства и особой охоты.

Тем не менее, за эти годы мы с Анатолием Сергеевичем обнаружили глубокое родство душ, общность интересов и одинаковые пристрастия в архитектуре. Поэтому идея участвовать в конкурсе на гостиницу «Интурист» вместе явилась совершенно естественно. Я помню тот обычный день, когда я пришел к Дубовскому с идеей попробовать решить гостиницу в традиционных русских купольных формах. Был какой-то довольно невнятный эскизик большого однокупольного сооружения с разными пристройками. Анатолий взял калечку и внимательно посмотрел на неё так, как только может смотреть Дубовский. Он почти ничего не сказал, но на утро появился совершенно замечательный эскиз идеи трехкупольного сооружения, разновысокого и абсолютно органичного. Да, это была рука мастера. Потом, естественно, мы долго доводили эту идею до блеска. Сидели на Фрунзенской в мастерской скульптора Рогайшиса и днём, и ночью, и с помощью прекрасных архитекторов А. Пестова и В. Панина вовремя закончили и сдали комиссии свой маленький шедевр, и с надеждой стали ожидать решения высокого Жюри.

На выставке проектов первого тура наше решение вызвало настоящий ажиотаж. На фоне в общем-то традиционных для города высотных композиций совершенно новое архитектурно-пространственное решение завораживало посетителей. Вроде, все просто, но самая большая толпа всегда стояла именно перед нашей работой. Было много написано и сказано о новой концепции московской архитектуры, было немало и критических стрел, но в результате на первом туре мы получили вторую премию и право участия во втором туре.

На втором туре требовалось изготовить модель своего предложения и сфотографировать её на большом градостроительном макете Москвы. И вот этот кусок конкурса был совершенно потрясающим. Мы сделали из хорошего картона элегантную модель своей идеи и в назначенный день пришли на Брестскую улицу в здание, где и по сей день стоит макет Москвы со съемными домами. Условие было только одно – не брать с собой фотоаппарат и не фотографировать макет. Мы послушно выполнили это условие и потом долго жалели, потому что не снять самим эту удивительную картину было просто преступлением. Тем более, что никто и не следил за съемкой.

Площадь Павелецкого вокзала находилась почти в центре макета, и мы долго не могли сообразить, как же до неё добраться и поставить нашу модель. И тут смотритель, который сопровождал нас, сказал: «А вы разуйтесь и идите по реке». И вот это незабываемое воспоминание – мы с Дубовским идём босиком по деревянной Москве-реке, перешагиваем через Крымский мост и подходим к Павелецкому вокзалу. Ставим модель, поворачиваемся и идём по реке обратно. И вдруг слышим: «Какая красота!» Осторожно поворачиваем голову, чтобы не потерять равновесия и не упасть на город, и видим, что смотритель вместе с подошедшей уборщицей как зачарованные смотрят на наши Купола! Это был подлинно народный триумф! Смотритель сказал: «А что же фотоаппарата-то нет?» Фотоаппарата не было. А жаль. Потом, конечно, по регламенту конкурса была сделана каноническая фотофиксация, которая участвовала в общей экспозиции каждого участника. Но это было, конечно не то. А что было ТО, видели только Дубовский, Егоров, смотритель зала и уборщица.

Потом были итоги второго тура. Жюри заседало долго. Председателем был тогдашний Главный архитектор Москвы – Леонид Васильевич Вавакин, который очень высоко ценил Анатолия Сергеевича. К сожалению, к итоговым заседаниям жюри он заболел и не участвовал в принятии решения. Когда состоялось голосование по присуждению первой премии, результат был неожиданный. Десять из двенадцати членов жюри присудили её нашим «куполам». Это, как-то повергло всех в шок, шел 1988 год, религиозные мотивы ещё официально не были признаны, отношения с церковью оставались прохладными, и принять для реализации столь нестандартное решение было рискованно. Нужно было объясняться в соответствующих инстанциях, а этого никто не любил. Просто никто не ожидал, что купольное решение гостиницы понравится большинству жюри. Поэтому решили переголосовать, и первая премия была присуждена вполне достойному проекту архитектора В. Уборевича. А мы честно получили вторую премию. Потом Л. В. Вавакин весьма сожалел, что «купола» не прошли и всё хотел найти какое-нибудь место в городе, чтобы осуществить нашу идею. Её вполне можно осуществить ещё и сегодня. Она совсем не устарела. Сегодня на площади Павелецкого вокзала стоит совсем другой, вполне приличный дом. Таких в Москве немало.

С описанного события прошло много лет. Другое время, другая страна, другая архитектура. К сожалению, нет уже Анатолия Сергеевича Дубовского, прекрасного человека и архитектора. Часто, когда становится грустно, я достаю фотографии нашей гостиницы и вспоминаю, как мы с Дубовским босиком идем по деревянной Москве-реке на площадь Павелецкого вокзала, где могли бы стоять наши КУПОЛА.

project2_12

Copyright © 2010– Дубовская Г.Г., Щедринская М.А.